Как фотографировать домашних животных

Домашние животные – не только компаньоны, друзья и почти члены семьи, но и отличные фотомодели. Иначе откуда бы появилось в Интернете столько фотографий котиков и собачек, кроликов, хомячков и прочих пушистых чудес?

Кажется, что снимать животных просто – ведь они такие милые! Но стоит только попробовать, и мнение по этому вопросу стремительно меняется. Одни животные предпочитают не позировать, а играть с фотографом, другие просто гордо удаляются, а третьи и вовсе начинают защищаться!

Итак, у меня есть, например, кот. И я бы не против кота красиво сфотографировать, но он явно против. Как быть?

Вам обязательно нужен помощник. Найдите добровольца, попросите его посадить котика на стол или диван – туда, откуда он не так быстро убежит. Возьмите в одну руку фотоаппарат, в другую – кошачью дразнилку и ловите моменты. Если кота не впечатляет махалка, можно воспользоваться валерьянкой, кошачьей мятой, предложить ему что-нибудь вкусное. Главное, чтобы котик расслабился. А если он все же убегает – возвращайте на место, пока не сдастся.

Ну, иногда удается его переупрямить. Но фотографии все равно получаются не такими, как хотелось бы. Какие ошибки чаще всего допускают начинающие фотографа?

Например, свет. Хорошо снимать животных при дневном рассеянном свете, но это не всегда удается. Можно пользоваться вспышкой, но для того, чтобы она не раздражала животное, нужно сделать насадку (просто закрепить на ней листочек бумаги) или пользоваться специальным рассеивателем. Если вы используете вспышку «в лоб», особенно встроенную, тени на снимке получаются очень резкими, к тому же у животных некрасиво светятся глаза, а светлая шерсть получается пересеченной.

Второй важный момент – это ракурс. Лучше всего снимать животное с уровня его глаз или чуть ниже, тогда результат будет наиболее естественным, а пропорции – правильными. Иногда снимают и сверху, например, чтобы трогательную мордашку показать, или красиво разложенную шерсть, но тогда нужно четко понимать, что вы делаете и зачем. В большинстве же случаев приходится присаживаться, а то и на полу валяться, чтобы получить удачный кадр – также, как и при съемке детей.

Поэтому животное часто ставят повыше – например, на стол?

Тут дело не в удобстве фотографа, а в том, чтобы животное было ограничено в перемещениях. В первую очередь это касается собак и щенков. Если снимаешь их на полу, сидя или лежа, они вскакивают и бегут к тебе играть, вместо того, чтобы позировать. А со стола они обычно не спрыгивают, некоторые маленькие собаки и вовсе высоты боятся.

Еще один интересный момент – это реквизит. У вас на снимках чего только нет: и книги, и подушки, и игрушки…

Иногда это вынужденная мера. Бывает, что животному явно некомфортно, не хочется сидеть или лежать на «голом» фоне, тогда выручают ткани, подушки, игрушки. Они разнообразят кадр, к тому же немного отвлекают животное, его зажатость становится не так заметна.

Реквизит не должен быть слишком большим, должен дополнять композицию, а не отвлекать внимание на себя. Красивые в жизни предметы плохо смотрятся на фото и наоборот, невзрачные или простые, на первый взгляд, вещи идеально помогают отобразить идею снимка. Надо пробовать.

К счастью, сейчас увидеть фотографию можно сразу, не нужно ждать, пока пленку проявят и напечатают. Какие ошибки можно исправить прямо в процессе съемки?

Ошибки композиции. Такое часто бывает: уши, хвосты, лапы «обрезаются», не попадают в кадр. Правда, иногда это – часть задумки, например, если делается портрет крупным планом. Еще одна ошибка делается уже после съемки: это или полное отсутствие обработки фотографий или, напротив, чрезмерное «украшательство».

А если я все же понимаю, что своими силами не справлюсь, и мне нужен фотограф-профессионал… Как его выбрать, чтобы не пришлось жалеть о потраченных деньгах и времени?

Главный критерий, конечно, это то, нравятся ли вам работы фотографа, его стиль, или нет. Чтобы впечатление было полным, лучше изучить его портфолио, посмотреть побольше разноплановых съемок с разными животными и породами. Очень важны его профессиональные навыки, отношение к животным, порядочность, сроки и качество выполненной работы.

Фотограф выбран. Каким должен быть следующий шаг? Едем на съемку?

Сначала может потребоваться небольшая подготовка, модель должна быть ухоженной и чистой. Владельцам короткошерстных животных проще, поскольку перед съемкой достаточно искупать питомца. А некоторым нужны поцедуры посерьезнее, например, йоркширский терьер, мальтийская болонка, пудель и многие другие нуждаются в грумминге. Профессиональные заводчики таких пород сами знают об их особенностях и подготавливают своих животных самостоятельно.

Потом, нужно «собрать вещи». Для собаки это вода, игрушки, поводок, ошейник, косметика, расчески, всяческие «вкусняшки»… Для кошек – игрушка-дразнилка, ну и расческа, если кошка длинношерстная.

Вы встречаетесь с «моделью» перед съемкой, чтобы познакомиться, присмотреться?

Нет, предварительно не встречаюсь, но обязательно беседую с хозяевами. Мне ведь нужно не только знать не только породу, окрас животного и пожелания к съемке, но и понимать, какой у него характер, как оно себя ведет. После этого продумываю декорации, фоны. В основном, клиенты полагаются на мой вкус и опыт.

Если съемка проходит в студии, то время на знакомство с животными ограничено, ведь и аренда оплачивается по часам, и закончить нужно до того, как начнут работать другие фотографы и модели. Если же я снимаю дома у клиента или на природе, можно и больше времени потратить на знакомство, общение и съемку.

А где проще работать?

Это зависит от того, насколько часто животное в принципе выходит из дома. Собаки, особенно те, с которыми много гуляют, ходят на выставки, легко осваиваются даже в незнакомом месте съемки. Хуже с котами и кошками: они нервничают, иногда убегают и прячутся. Им нужно больше времени, чтобы привыкнуть. Поэтому кошек я обычно фотографирую у хозяина дома. А вот, например, очень активных собак крупных пород лучше фотографировать на природе, в «свободном полете», можно получить интересные динамические фото в прыжке, беге, играх, в отличии от фотостудии, где фото получаются статическими (сидя, лежа, стоя).

И самый главный вопрос. Что нужно, чтобы съемка получилась удачной?

Животные очень зависят от своего хозяина, и, как губка, впитывают его эмоции. Если хозяин нервничает, то питомец чувствует это и становится напряженным, нервным , зажатым или, наоборот, чрезмерно активным. Я пытаюсь найти к нему подход, к сожалению, договорится получается не всегда. Животное просто может убежать с места съемки.

Успешная фотосъемка — это слаженная работа фотографа и хозяина. Он всегда лучше знает об особенности поведения своего животного и как можно его упокоить и усадить. А уж фотограф постарается привлечь внимание модели и с помощью разных хитростей.